Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

фолкнер уильям

Энциклопедический словарь

Фо́лкнер Уильям (Faulkner) (1897-1962), американский писатель. Романы «Сарторис», «Шум и ярость» (оба 1929), «Свет в августе» (1932), «Авессалом! Авессалом!» (1936), сборник рассказов «Сойди, Моисей» (1942) образуют повествоват. цикл - хронику нескольких семейств из вымышленного южного округа Йокнапатофа (штат Миссисипи) на протяжении двух столетий. Поэтика Фолкнера предопределена претворением локального материала в философское постижение «конфликта человека с собственным сердцем»: перестав ощущать себя органической частью жизни, герой утрачивает гуманную сущность, оказываясь в духовном тупике. В трилогии «Посёлок» (1940), «Город» (1957), «Особняк» (1959) упадок «южной патриархальности» (угасание веры и верности, самодисциплины и семейной чести, цельности и простоты), сменившейся меркантилизмом и практицизмом, осознаётся преимущественно как свершение неизбывного «проклятья» за рабство и расизм. Роман «Притча» (1954) - аллегорическое повествование о жертвенности во имя искупления грехов мира, порабощённого насилием и ожесточением. Сближенность трагизма и бурлеска, использование монтажа и «потока сознания», хронологическая нерасчленённость прошлого и настоящего, обилие мифологических реминисценций, смена повествователей, полифония версий одного и того же события, чередование авторского рассказа с «внутренним монологом» персонажей придают прозе Фолкнера уникальную художественную многомерность и эпичность. Нобелевская премия (1949).

* * *

ФОЛКНЕР Уильям - ФО́ЛКНЕР (Faulkner) Уильям (1897-1962), американский писатель. Серия романов «Сарторис» (1929), «Шум и ярость» (1929), «Свет в августе» (1932), «Авессалом, Авессалом!» (1936); трилогия «Поселок» (1940), «Город» (1957), «Особняк» (1959); философский роман «Притча» (1954); повести и рассказы (книга «Сойди, Моисей», 1942). Разбросанное действие, трудно мотивируемые поступки, затаенные душевные терзания, трагические и трагикомические конфликты складываются в исполненную драматизма, но эпически осмысленную картину мира, где человек стоически противостоит обстоятельствам, не теряя надежды. Реалист 20 в., Фолкнер сочетает обращение к традиции (Библия, У. Шекспир, Ф. М. Достоевский) с современным формотворчеством (прерывность сюжета, поток сознания, глубинный психологизм, символика). Нобелевская премия (1949).

* * *

ФО́ЛКНЕР (Faulkner) Уильям (25 сентября 1897, Нью-Олбани - 6 июля 1962, Оксфорд, штат Миссисипи), американский писатель.

Уроженец американского Юга

Почти вся жизнь Фолкнера прошла в его родном штате, который он надолго покидал дважды: в юности, когда он был курсантом летной школы, и в 30-е годы (материальные трудности вынудили его принять приглашение сценарного отдела Голливуда, однако там ему не сопутствовал успех). Уроженцами и патриотами американского Юга были и предки писателя; их тени постоянно мелькают на его страницах. Фолкнер унаследовал типичные черты мирочувствования южан, ощущавших себя чужаками и аутсайдерами в буржуазной Америке, а также характерные для них иллюзии относительно возможности иной истории, которая обошлась бы без катастроф и унижений проигранной Югом Гражданской войны (см. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В США) 1861-65. Ему передались отличающая южан обостренная эмоциональная память об этой трагедии и преследующее их чувство вины пополам со страхом перед возмездием за все насилия и жестокости на расовой почве.

Цикл-сага о Йокнапатофе

Не мысля себя как художника вне той драматической проблематики, которая сопряжена со специфическими реалиями южных штатов (он отступил от нее единственный раз в романе «Притча», 1954, где действие, представляющее собой парафраз евангельского сюжета, происходит на передовой в годы Первой мировой войны), Фолкнер, однако, не был бытописателем; он, по собственным словам, изображал «конфликт человека с самим собой», со всем низменным и антигуманным, что таит в себе человеческая природа. Жизнь американского Юга предоставляла досконально знакомый и захватывающий материал для осмысления этих коллизий, неизменно волновавших Фолкнера, который обладал умением «претворять локальное в универсальное», обнаруживая в ситуациях, почерпнутых из недавней истории его родных краев, прямые отголоски драм, обладающих актуальным смыслом для всего человечества. Местная хроника под его пером становилась историей духовных и нравственных конфликтов, на которых лежит отпечаток реальности 20 века, убеждая в неистребимости «старых идеалов человеческого сердца», о которых Фолкнер говорил в речи при получении Нобелевской премии (1950), - «любви и чести, жалости и гордости, сострадания и жертвенности».

Эта хроника обладает у Фолкнера четкими временными и пространственными границами. Начиная с романа «Сарторис» (1929) все им написанное складывается в единый цикл, воссоздающий историю вымышленного округа Йокнапатофа: она прослежена на протяжении около двух столетий, центральные эпизоды связаны с Гражданской войной, послевоенной «реконструкцией», когда были сокрушены вековые устои Юга, и с эпохой самого Фолкнера. Карта Йокнапатофы, приложенная к роману «Авессалом, Авессалом!» (1936), а также генеалогические и хронологические таблицы, составленные исследователями творчества Фолкнера, создают впечатление исторической реальности этой территории, на самом деле созданной воображением писателя, который знал, что «клочок земли величиной в почтовую марку» способен стать художественной вселенной.

История и время

История Йокнапатофы воссоздана через семейную хронику нескольких кланов, населяющих этот округ, (Сарторисы, Компсоны, Бандрены, Маккаслины) и очерчивается перед читателем в перекличках, повторяющихся ситуациях, параллельно развертывающихся событиях и версиях, которые дополняют или опровергают одна другую. Повествование от автора сменяется монологами-исповедями (нередко в форме потока сознания (см. ПОТОК СОЗНАНИЯ)), корректирующими авторскую точку зрения, высвечивающими укорененность тех или иных верований и мифов в духовном мире героев (поэтика, особенно ярко воплотившаяся в романах «Шум и ярость», 1929, «На смертном одре», 1930, «Свет в августе», 1932). Единство времени, понятого как непрерывающаяся преемственность душевного опыта (по Фолкнеру, «не существует никакого б ы л о - только е с т ь»), позволяет персонажам свободно перемещаться на всем протяжении истории Йокнапатофы, однако их попытки остановить ход истории, создающей трагические и безысходные ситуации, остаются тщетными.

Один из основных конфликтов в мире Фолкнера предопределен властью иллюзий над сознанием героев. Стремящиеся, но неспособные защититься от давления реального исторического опыта, они мечтают о восстановлении былой гармонии и духовной целостности, ассоциируемой с патриархальным Югом. Однако такие порывы беспочвенны, а сам грезящийся им идеал оказывается в неразрешимом противоречии с нетерпимостью, которая окрашивала систему отношений в этом социуме, и с преследующим персонажей сознанием своей исторической вины.

«Кусок очень твердой породы»

В юности Фолкнер был близок к «потерянному поколению (см. ПОТЕРЯННОЕ ПОКОЛЕНИЕ)», о котором рассказывает его первый роман «Солдатская награда» (1926), и испытал сильное влияние модернизма, в особенности Дж. Джойса (см. ДЖОЙС Джеймс). Опыт этой художественной школы остался важен для него и в дальнейшем, хотя в конечном итоге еще важнее в творческом отношении оказались продолженные Фолкнером традиции классического реализма: М. Твена, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого. Фолкнер обогатил поэтику литературы 20 века смелыми экспериментами, предложил новую интерпретацию категории времени в художественном тексте, наметил необычный синтез различных точек зрения, совокупность которых организует композицию произведения и придает ему истинную содержательную емкость. Однако с годами для Фолкнера стала неприемлемой интерпретация истории и человека, преобладающая в литературе модернизма. Отвергая представления о современном мире как царстве абсурда и непреодолимой отчужденности между людьми, Фолкнер противопоставил такому восприятию реальности свое понимание ключевых коллизий времени, которые для него связывались с трагическим бунтом личности против ситуаций, вынуждающих ее поступаться собственной гуманной природой. Он верил, что «человек - кусок очень крепкой породы», и даже в безысходных жизненных положениях, часто изображаемых Фолкнером (роман «Осквернитель праха», 1948, трилогия «Деревушка», «Город», «Особняк», 1940-59), у него главенствует идея, выраженная заглавием повести, имеющей программный характер, - «Непобежденные» (1938).

Энциклопедия Кольера

ФОЛКНЕР Уильям (Faulkner, William)

УИЛЬЯМ ФОЛКНЕР

УИЛЬЯМ ФОЛКНЕР

(1897-1962), американский романист. Родился 25 сентября 1897 в Нью-Олбани (шт. Миссисипи). Отец Фолкнера держал платную конюшню в Оксфорде, и будущий писатель рос в атмосфере "благородной бедности". Закончив неполную среднюю школу, Фолкнер занимался в основном самостоятельно. Он прослушал несколько специальных курсов в университете шт. Миссисипи, но в целом остался самоучкой. Во время Первой мировой войны записался добровольцем в Королевские канадские военно-воздушные силы. После войны вернулся в Оксфорд и продолжил занятия в университете. Его первая книга Мраморный фавн (The Marble Faun, 1924) - сборник стихотворений, по большей части слабых и вторичных. Некоторое время он прожил в богемном квартале Нового Орлеана, позже перебрался в Нью-Йорк, затем в Европу и оттуда вернулся в Оксфорд. Наконец, под влиянием Ш.Андерсона, с которым он сошелся в Новом Орлеане, Фолкнер стал писать прозу. Некоторые из ранних романов Фолкнера, в частности Солдатская награда (Soldiers' Pay, 1926) и Москиты (Mosquitoes, 1927), - вещи незрелые, а наиболее читаемая его книга Святилище (Sanctuary, 1931) была написана в расчете на сенсацию. Изобилующая мрачными образами и ужасами, она еще много лет отбрасывала тень на репутацию Фолкнера. Сам же Фолкнер, обретя свое призвание в прозе, следовал ему упорно и целеустремленно. Он вел тихую жизнь в Оксфорде, в стороне от литературного общества, не интересуясь журналистикой, не обращая внимания на критику, и из-под его пера выходили романы и рассказы, большая часть которых соткана из материала жизни обыкновенных людей и объединена общим местом действия. Мир произведений Фолкнера - вымышленный округ Йокнапатофа и его окрестности в штате Миссисипи. Отдаленные метрополисы представлены Мемфисом и Новым Орлеаном; центр округа, Джефферсон, во многом напоминает Оксфорд. Землю, в начале 19 в. купленную или обманом отнятую авантюристами у индейцев, эксплуатировали несколько поколений рабовладельцев-"аристократов" (Сарторисы, Компсоны, Сатпены), покуда Гражданская война 1861-1865 не подорвала источник их могущества. Обедневших потомков этой довоенной аристократии - за редкими исключениями выродившихся и опустившихся, неуравновешенных, психически больных, морально опустошенных - вытесняет и подминает под себя хищное и бессовестное племя "белой швали" - Снопсы. На заднем плане - обойденные судьбой, терпеливые негры, нередко демонстрирующие больше достоинства, чем их белые земляки. Над измученной, истощенной, отравленной расовой рознью землей нависли грозовые тучи взаимного недоверия, ненависти и вины. Сплетение человеческих страстей в этой тяжкой и неспокойной социальной атмосфере - основная тема Фолкнера. Представленная им картина человеческого существования местами смешна и гротескна, местами глубоко трагична, но неизменно поражает своей яркостью. Хотя Фолкнер постоянно утверждал, что мало интересуется техникой письма, и предпочитал называть себя "литературным плотником", он мастерски владел пером и был весьма оригинальным экспериментатором. Его романы нередко принимают форму внутреннего монолога персонажей, чье сознание окрашивает, искажает и запутывает сюжет в соответствии со страстями и предрассудками рассказчика, которые лишь постепенно открываются читателю. Стиль Фолкнера чрезвычайно оригинален. Резкие столкновения противоположных по смыслу эпитетов создают сильный эффект, многие романы заканчиваются на взволнованной, двусмысленной и неопределенной ноте, смысл которой едва ли можно сформулировать логически. Тем не менее фолкнеровское исследование противоречивой, страстной и зачастую непросвещенной души большинству читателей представлялось предприятием столь же волнующим, сколь и полным смысла. Одним из высших достижений Фолкнера считается роман Шум и ярость (The Sound and the Fury, 1929). Фон его - деградация некогда богатой и славной семьи Компсонов. Лейтмотивы романа - философский пессимизм, разрушение жизненного уклада, распад личности, страх перед историей и временем и инцест как крайнее проявление обреченности человека. В романе Свет в августе (Light in August, 1932), композиционно менее сложном, тонко, хотя и неотчетливо, использована христианская символика. Главный герой, Джо Кристмас, угрюмый высокомерный мулат, убивает свою белую сожительницу. Горожане преследуют его, убивают и кастрируют. Сплетение сексуальных, расовых и религиозных мотивов придает повествованию высокий эмоциональный накал. Роман Когда я умирала (As I Lay Dying, 1930) по форме представляет собой чередующиеся монологи действующих лиц. Роман Авессалом, Авессалом! (Absalom, Absalom!, 1936), причисляемый наряду с Шумом и яростью к высшим достижениям Фолкнера, повествует о возвышении и крахе буйной и преследуемой роком семьи Сатпенов. Святилище, первоначально задуманное как роман ужасов, после переработки превратилось в историю мученичества избалованной и легкомысленной девушки Темпл Дрейк. Двадцатью годами позже Фолкнер опубликовал его продолжение - Реквием по монахине (Requiem for a Nun, 1950). Старый и новый Юг исследуются в Сарторисе (Sartoris, 1929) и Деревушке (The Hamlet, 1940) - хрониках семейств Сарторисов и Снопсов. Притча (A Fable, 1954; Пулитцеровская премия 1955) представляет собой аллегорию, где неизвестный солдат Первой мировой войны, уподобляемый евангельскому Христу, протестует от имени бессловесной солдатской массы против духовной слепоты правителей мира. В числе других книг Фолкнера - романы Пилон (Pylon, 1935), Непобежденные (The Unvanquished, 1938), Дикие пальмы (The Wild Palms, 1939), Город (The Town, 1957), Особняк (The Mansion, 1959); роман Похитители (The Rievers, 1962) посмертно отмечен Пулитцеровской премией. Среди многочисленных рассказов Фолкнера наибольшей известностью пользуется Медведь (The Bear), опубликованный в книге Сойди, Моисей (Go Down, Moses, 1942). Фолкнеру принадлежат также сборники рассказов Ход конем (Knight's Gambit, 1949), Доктор Мартино и другие рассказы (Doctor Martino and Other Stories, 1934), Собрание рассказов (Collected Stories, 1950) и Большой лес (Big Woods, 1957). Фолкнер написал самостоятельно и в соавторстве несколько кино- и телесценариев. Ряд его произведений был экранизирован. Умер Фолкнер в Оксфорде 6 июля 1962.

ЛИТЕРАТУРА

Грибанов Б. Фолкнер. М., 1976 Фолкнер У. Собрание рассказов. М., 1977 У.Фолкнер: Библиографический указатель. М., 1979 Фолкнер У. Статьи, речи, интервью, письма. М., 1985 Фолкнер У. Собрание сочинений, тт. 1-6. М., 1985-1987 Анастасьев Н. Владелец Йокнапатофы. М., 1991 Фолкнер У. Когда я умирала; Свет в августе. М., 1994

Полезные сервисы